Вещественные доказательства: изъятие и хранение
Конституционный суд дал судебное толкование по вопросам порядка признания вещественными доказательствами предметов и порядка их изъятия и хранения в рамках уголовных дел в сфере предпринимательской деятельности.
Евгений Котельников, адвокат и партнер СПБКА «Кулагин и Партнёры» даёт свой комментарий.
Конституционным Судом РФ опубликовано Постановление от 11.01.2018 года по делу о проверке конституционности части первой статьи 81¹ и пункта 3¹ части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Синклит».
В данном Постановлении Конституционный суд дал судебное толкование нормам УПК РФ, регулирующим порядок признания вещественными доказательствами предметов и порядок их изъятия и хранения в рамках уголовных дел в сфере предпринимательской деятельности.
Суд признал указанные нормы уголовно-процессуального закона соответствующими Конституции РФ.
Однако суд ещё раз указал на обязанность следственных органов при принятии решения о месте хранения вещественных доказательств учитывать, что такие изъятие и удержание должны быть скорее исключением, обусловленным обстоятельствами конкретного дела и особенностями этих предметов, в том числе информации, источниками которой они служат и которая необходима для раскрытия преступления.
Фактически данное Постановление Конституционного Суда РФ предоставляет собственникам предметов, признанными вещественными доказательствами и переданными на хранение третьим лицам без возможности использования данных предметов собственниками, больше возможностей обращаться за судебной защитой по возврату прав владения и пользования ими.
Более того, отметим, что в мотивировочной части Постановления Конституционный Суд РФ указал на то, что при принятии решения об изъятии вещественного доказательства, следственным органам в первую очередь, а во вторую судам общей юрисдикции, осуществляющим судебный контроль за расследованием уголовных дел, надлежит соблюдать баланс общественных интересов таким образом, чтобы изъятие предмета не приводило к прекращению деятельности предпринимателей.
Таким образом, введены ограничения при изъятии предметов, признанных вещественными доказательствами, и расширены права собственников на судебную защиту по возврату прав владения и пользования предметами, признанными вещественными доказательствами.
Мы будем надеяться, что данные изменения позитивно отразятся на инвестиционном и предпринимательском климате в нашей стране.